Женщины-пророчицы и их роль в радикальных сектах
Период Английской гражданской войны и последующей республики был временем небывалого религиозного брожения. Крах государственной церковной цензуры и ослабление власти епископов привели к взрывному росту многочисленных радикальных религиозных групп и сект. В этой атмосфере духовного поиска и хаоса, когда казалось, что старый мир рушится, многие люди поверили, что Бог говорит с ними напрямую. И среди тех, кто заявлял о своем пророческом даре, было поразительно много женщин. Лишенные голоса в официальной церкви, они нашли его в радикальных движениях, где вера в прямое вдохновение Святого Духа уравнивала всех. Женщины-пророчицы стали заметным и часто скандальным явлением эпохи, их голоса звучали на улицах, в печатных памфлетах и на собраниях верующих, неся послания надежды, обличения и грядущего апокалипсиса.
Религиозный хаос и право голоса
До начала войны Англиканская церковь жестко контролировала религиозную жизнь страны. Проповедовать могли только рукоположенные священники-мужчины с университетским образованием. Женщинам отводилась пассивная роль слушательниц. Однако революция все изменила. Появились десятки новых религиозных течений: баптисты, квинтамонархисты, рантеры, квакеры и многие другие. Большинство из них объединяла одна общая идея: Святой Дух может низойти на любого верующего, независимо от его пола, социального статуса или образования. Этот принцип «духовного равенства» открыл для женщин дверь в публичное служение, которая была для них наглухо закрыта веками.
Если официальная церковь опиралась на авторитет традиции и образования, то радикальные секты ценили личный духовный опыт и «внутренний свет». Женщина, которая не могла цитировать отцов церкви на латыни, могла объявить, что ей было видение или что сам Бог вложил слова в ее уста. Такому заявлению было трудно что-либо противопоставить в рамках их теологии. Таким образом, пророчество стало для женщин способом обрести авторитет и право голоса. Оно позволяло им выступать публично, учить, обличать грехи сильных мира сего и интерпретировать священные тексты, занимая положение, ранее доступное только мужчинам. Для многих женщин, искренне веривших в свое божественное призвание, это была не узурпация власти, а исполнение воли Всевышнего.
Леди Элинор Дэвис: аристократка-пророчица
Одной из первых и самых необычных фигур среди пророчиц была леди Элинор Дэвис. В отличие от большинства других, она происходила из высшей аристократии. Ее пророческий дар был своеобразным: она верила, что может предсказывать будущее, составляя анаграммы из имен. Например, из своего собственного имени, Eleanor Audelie, она составила фразу «Reveale, O Daniel» («Открой, о, Даниил»), что убедило ее в своем пророческом призвании, связывая ее с библейским пророком. Леди Элинор начала публиковать свои пророчества еще до начала войны, предсказывая несчастья и гибель многим высокопоставленным лицам, включая герцога Бекингема.
Ее деятельность была вызывающей и конфликтной. Она не боялась предрекать гибель королю Карлу I и его архиепископу Уильяму Лоду, за что ее неоднократно арестовывали и судили. Во время одного из допросов церковные власти попытались высмеять ее, составив из ее имени анаграмму «Never so mad a ladie» («Никогда не было столь безумной леди»). Однако ни тюрьма, ни насмешки не могли ее остановить. Ее высокий социальный статус давал ей определенную защиту и привлекал внимание к ее предсказаниям. Леди Элинор была сложной фигурой: ее методы кажутся нам сегодня эксцентричными, но ее смелость и упорство, с которыми она отстаивала свое право говорить от имени Бога перед лицом самых могущественных людей королевства, были беспрецедентны.
Анна Трапнел и Пятая монархия
Самой известной пророчицей периода междуцарствия стала Анна Трапнел, связанная с движением Пятой монархии. Пятые монархисты были радикальными пуританами, которые верили, что четыре земных царства (Вавилонское, Персидское, Греческое и Римское) подошли к концу, и наступает пятое — Царство Христа на земле. Они считали, что Английская революция была преддверием этого события, и задача «святых» — установить его силой. Анна Трапнел, молодая служанка, стала их главным рупором. Ее слава была связана с удивительными пророческими трансами, в которые она впадала.
В 1654 году в Лондоне Анна Трапнел впала в транс, который продолжался около двенадцати дней. В течение этого времени она ничего не ела и почти не спала, но непрерывно пела, молилась и произносила пророчества. Ее комната стала местом паломничества. Толпы людей приходили послушать ее. Стенографы записывали все, что она говорила, и позже эти записи были опубликованы в виде книги «Крик камня». В своих пророчествах Трапнел яростно обличала Оливера Кромвеля, который к тому времени стал лордом-протектором. Она обвиняла его в предательстве идеалов революции и узурпации власти. Ее выступления были настолько политически опасными, что после поездки в Корнуолл ее арестовали по обвинению в подстрекательстве к мятежу. История Анны Трапнел показывает, как женское пророчество превратилось в мощный инструмент политической критики.
Квакеры и равенство душ
Ни одно другое движение не предоставило женщинам столько возможностей для служения, как Общество Друзей, более известное как квакеры. В основе их учения лежала вера во «Внутренний Свет» — частицу Бога, присутствующую в душе каждого человека, мужчины и женщины. Эта идея вела к радикальному для того времени выводу о духовном равенстве полов. Если Бог мог говорить через любого, то не было никаких оснований запрещать женщинам проповедовать. В результате женщины с самого начала играли ключевую роль в квакерском движении. Они становились странствующими проповедницами, миссионерами, писательницами и лидерами общин.
Женщины-квакеры были известны своими смелыми и часто шокирующими пророческими актами. Они врывались в церкви во время богослужений, чтобы обличить «наемных священников». Некоторые из них совершали так называемые «хождения нагими во знамение». Они проходили по улицам городов обнаженными или в рубище, чтобы символически показать духовную наготу и греховность нации. Эти действия, конечно, вызывали гнев и приводили к жестоким наказаниям — их публично секли, сажали в тюрьму и клеймили. Тем не менее, их отвага и готовность страдать за веру привлекали к квакерам новых последователей. Такие женщины, как Маргарет Фелл, которую называли «матерью квакерства», и Мэри Дайер, казненная в Бостоне за свою веру, стали мученицами и героинями движения.
Реакция общества и закат пророчеств
Общество семнадцатого века реагировало на женщин-пророчиц со смесью любопытства, страха и враждебности. Для одних они были святыми, глашатаями Божьей воли. Для других — опасными сумасшедшими, ведьмами или распутницами, нарушающими естественный порядок вещей. Публичное выступление женщины, особенно с критикой властей, воспринималось как нечто противоестественное. Поэтому их часто обвиняли не только в ереси, но и в сексуальной распущенности или колдовстве — это были стандартные способы дискредитировать женщину, вышедшую за рамки предписанной ей роли. Памфлеты и карикатуры того времени часто изображали их как уродливых, кричащих мегер, одержимых дьяволом.
С реставрацией монархии в 1660 году эпоха религиозного радикализма и пророчеств подошла к концу. Новая власть стремилась восстановить порядок и стабильность, в том числе и в религиозной сфере. Были приняты строгие законы против нонконформистов (всех, кто не принадлежал к Англиканской церкви), которые фактически запрещали их собрания и проповеди. Эпоха бурных духовных экспериментов сменилась периодом гонений. Радикальные секты либо исчезли, либо, как квакеры, стали более организованными и менее вызывающими. Феномен уличной женщины-пророчицы постепенно сошел на нет. Однако их история осталась ярким свидетельством того, как в период великих потрясений рушатся старые иерархии и на короткий, но ослепительный миг женщины получают возможность говорить так громко, как никогда прежде.